Газета,
26 мая 2009 г.
Полис невозврата
891 просмотр
В кризис многие компании, продающие полисы каско со значительными скидками, оказались в зоне риска. «Газета» выясняет, как можно снизить цену, покупая полис, и не остаться при этом у разбитого корыта.
Только за первые четыре месяца этого года в России отозваны или приостановлены лицензии 33 страховщиков. Как показывает практика, ситуация, в которую попадают владельцы полисов каско, выданных такими компаниями, близка к безвыходной. Ярким примером может служить недавний уход с рынка страховой компании «Метрополис».
Удар ниже полиса
Уже несколько месяцев ее клиенты безуспешно пытаются вернуть деньги. Для этого они даже попытались пойти по пути обманутых дольщиков и создать свое общественное движение. Дело в том, что юристы сразу предупредили их, что подавать в суд им особого смысла нет. Уцелевшие активы страховщика будут распроданы в рамках процедуры банкротства, а вырученные деньги достанутся кредиторам. Вот только в очереди кредиторов страхователи по закону оказываются одними из последних. В результате на их долю, как правило, ничего не остается.
Поэтому клиенты «Метрополиса» решили действовать нестандартно и привлечь внимание общественности. В конце января, когда «Метрополис» еще вовсю торговал своими полисами, несколько активистов, которые никак не могли получить с компании выплаты, описали возникшие у них проблемы в специально созданном блоге antimetropolis.livejournal.com и оставили ссылки на него в многочисленных автофорумах.
Сначала жалобы на страховщика были нечастыми. Но к концу февраля, когда у «Метрополиса» начались проблемы с лицензией (она была приостановлена 26 февраля и отозвана 30 апреля), число подписчиков блога перевалило за 50 человек. Сейчас их уже больше 80. Все они потратили несколько десятков тысяч рублей на покупку полисов каско, а теперь не могут получить выплаты.
Блогеры уже писали коллективные и одиночные письма в Росстрахнадзор и в отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД. Но толку от такой активности мало. Чиновники порекомендовали подавать в суд, а милиционеры уже месяц собирают улики. Один из активистов движения, начальник отдела ресторанной компании Дмитрий Жуков говорит: «Мы затеяли все это, потому что надеялись вернуть деньги. Теперь я уже ни на что не надеюсь».
Пример «Метрополиса» показателен. Долгое время небольшие компании позволяли себе завлекать клиентов по каско и ОСАГО большими скидками и огромными, до 45%, комиссиями агентам. Они работали фактически себе в убыток, но выживали либо благодаря сильным акционерам, либо из-за постоянно увеличивающегося числа клиентов.
Однако в кризис влиятельные акционеры спасают профильные активы, к которым страховщики в большинстве случаев не относятся. Банки стали реже выдавать кредиты, а значит, граждане стали реже покупать машины. А без машины и страховка на нее ни к чему. В результате демпинг неминуемо приводит небольшие компании к банкротству.
При этом долги по "автогражданке" за покинувшие рынок компании оплачивает Российский союз автостраховщиков из специальных фондов, куда все страховщики ОСАГО отчисляют 3% сборов по этому виду бизнеса. А вот по каско компенсационных фондов нет, хотя эти полисы стоят на порядок дороже.
В гостях у каско
Для того чтобы купить полис подешевле, вовсе не обязательно обращаться в компанию с сомнительной репутацией. Зачастую достаточно изучить условия известных на рынке операторов: они готовы предоставить значительные скидки, если клиент выполнит ряд условий.
Так, в апреле сразу несколько крупных страховщиков заявили о снижении цен и существенных скидках на полисы каско. Но едва ли в этом случае можно говорить о демпинге. Скорее за яркими рекламными предложениями скрываются хитрые нюансы. Например, один из лидеров рынка заманивает клиентов внушительными скидками - до 55% - на полисы каско. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что полис продается с франшизой и по его условиям клиенту при наступлении страхового случая придется из собственного кармана оплачивать убытки в размере 2% от прописанной в договоре стоимости автомобиля, но не менее 25 тыс. рублей.
Франшизу преподносят как опцию для занятых клиентов, у которых нет времени на сбор справок и которым проще провести небольшой ремонт за свой счет. Наличие франшизы, освобождающей страховщика от мелких выплат, действительно может удешевить полис на 20--60%. Выгода страховщиков проста: по неофициальной статистике, ущерб по большинству страховых случаев с автомобилями не превышает $1 тыс. Впрочем, сэкономить время и деньги, согласившись на франшизу, не всегда получается. Про деньги и так понятно. А что касается времени, то оно все равно уходит на оценку повреждений: на глаз трудно определить, превышает размер ущерба установленный лимит или нет. Да и в ГАИ, если речь идет о ДТП, побывать придется. Плюс ко всему, чтобы не потерять гарантию на автомобиль, даже за мелким ремонтом нужно будет обращаться в авторизованный сервис. Очереди туда, например к дилерам Toyota или Mazda, составляют сейчас по нескольку месяцев. Какая разница - находиться в этой очереди в качестве клиента страховщика или в качестве человека с улицы? В результате получается, что если машина на гарантии, особого смысла покупать полис с франшизой нет.
Другой лидер рынка готов снизить стоимость полиса на 40% для тех, кто купит полис с франшизой. Причем не через агента, а напрямую в компании. Примечательно, что это не единственный страховщик, готовый сделать скидку, если полис куплен не через агента. Третий лидер рынка пообещал пришедшим из других страховых компаний клиентам продать полис на 10% дешевле, чем у конкурентов. За красивым предложением стоит ряд условий: снизить цену удастся не больше чем на 25% от тарифов самой компании. А полис нужно будет покупать в офисе или через сайт. Страховщики экономят на агентских комиссионных, предлагая эти суммы в качестве скидки клиентам.
Четвертый крупный страховщик готов предоставить скидку в размере 30% автовладельцам, купившим в компании сразу несколько полисов: ОСАГО, полис добровольного страхования автогражданской ответственности, фактически расширяющий страховой лимит ответственности по ОСАГО, и собственно полис каско. Это также распространенная практика на рынке.
Стоит задуматься о необходимости платить деньги за услуги аварийного комиссара, выезжающего на место ДТП, и сбор справок за клиента. В некоторых компаниях при стоимости полиса свыше $1,5 тыс. услуга сбора справок предоставляется бесплатно. К более дорогой страховке могут прилагаться также услуги аварийного комиссара - консультанта, выезжающего на место ДТП, чтобы помочь клиенту разобраться в ситуации. Отдельно его услуги стоят в пределах $200. Причем если это не представитель конкретной страховой компании, его оценка будет максимально независимой. Аварийный комиссар, приезжающий от страховщика, нередко действует в его интересах. В частности, если он обнаружит обстоятельство, позволяющее отказать в выплате, то, скорее всего, обратит на него внимание компании.
Ну и наконец, условие, на которое агенты редко обращают внимание клиентов, продавая им подозрительно дешевые полисы: агрегатные страховые суммы. Агрегатная сумма подразумевает страховку с вычитаемыми убытками. Например, если вы застраховали машину на $25 тыс., попали в аварию, которая обошлась компании в $10 тыс., а в следующий раз разбили авто так, что восстановлению оно уже не подлежит, то по последнему случаю вам выплатят не $25 тыс., а только $15 тыс., то есть «неизрасходованную» сумму. Зато при покупке полиса с агрегатной страховой суммой можно рассчитывать на скидку в 10--15%.
Ксения ЛЕОНОВА
Вся пресса за 26 мая 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Тарифы, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 сентября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде фирма выплатила страховщикам 7 млн за автоподставы
|
|
5 колесо, 17 сентября 2024 г.
Названа реальна стоимость каско в России: вот что говорят сами автовладельцы
|
|
МедиаРязань, 17 сентября 2024 г.
Рязанские водители при европротоколе выбирают деньги
|
|
Волгоградская правда, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде автоподставщик возместит страховой компании 7 млн рублей
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 17 сентября 2024 г.
ОСАГО - на водителя: в Госдуме предложили отвязать «автогражданку» от машины
|
|
Заполярная правда, Норильск, 17 сентября 2024 г.
Более 570 автовладельцев Красноярья воспользовались дистанционным урегулированием убытков по ОСАГО
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Страховые организации смогут получить лицензию управляющей компании
|
|
Финмаркет, 17 сентября 2024 г.
Установлен порядок получения страховщиками жизни лицензий УК для проведения операций по программам ДСЖ
|
|
RATA-news, 17 сентября 2024 г.
Эксперты РСТ прокомментировали ДТП с участием российских туристов в Египте
|
|
РИА Новости, 17 сентября 2024 г.
Российский ФОМС будет сотрудничать с коллегами из Казахстана
|
|
CNews.ru, 17 сентября 2024 г.
Ozon запустил первый страховой продукт
|
|
18.мвд.рф, Ижевск, 17 сентября 2024 г.
Более 3,3 миллионов рублей похищено мошенниками у машиниста из Ижевска под предлогом продления полиса медицинского страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 17 сентября 2024 г.
Кабмин поддержал введение наказания за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Грузы идут за страхованием
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
«Цена далеко не единственный фактор выбора»
|
|
Коммерсантъ, приложение, 17 сентября 2024 г.
Никто плохого слова не скажет
|
 Остальные материалы за 17 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|